Ива́н Парфе́ньевич Бороди́н (18 [30] января 1847 — 5 марта 1930) — русский ботаник, популяризатор науки, зачинатель российского природоохранного движения, один из основателей этико-эстетического подхода в заповедном деле и охране дикой природы. Развивал идеи Гуго Конвенца о культурной и моральной составляющей природоохраны. Изучал физиологию (главным образом дыхание) и анатомию растений, в том числе распределение хлорофилла в их зелёных частях.
Иван Парфеньевич Бородин | |
---|---|
![]() | |
Дата рождения | 1847[1] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 5 марта 1930(1930-03-05)[2] |
Место смерти | |
Страна |
|
Научная сфера | ботаника |
Место работы | Санкт-Петербургский земледельческий и лесной институт, ИМХА, Бюро по прикладной ботанике, Ботанический музей Академии наук, Академия наук России, Петроградский ботанический сад. |
Альма-матер | Санкт-Петербургский университет |
Учёное звание |
академик СПбАН академик АН СССР |
Известен как | инициатор создания и бессменный президент Русского ботанического общества, автор хороших учебников по ботанике и многочисленных работ в области физиологии и анатомии растений[3] |
![]() |
Член-корреспондент (c 5 декабря 1887 года; физико-математическое отделение, по разряду биологических наук — ботаника), ординарный академик Петербургской академии наук (с 6 апреля 1902 года, физико-математическое отделение), Российской академии наук (с 1917 года), Академии наук СССР (с 1925 года). Действительный член Академии наук Украины[4].
Из дворян Екатеринославской губернии. Брат, Александр Парфеньевич Бородин — инженер путей сообщения, один из основоположников русского паровозостроения.
Окончил 5-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1863; был учеником Н. И. Раевского[5][6]) и курс в Санкт-Петербургском университете на физико-математическом факультете (отделение естественных наук).
В 1869 году поступил преподавателем ботаники и одновременно заведующим кафедрой ботаники и дендрологии в Санкт-Петербургский земледельческий и лесной институт. В 1877 году было закрыто агрономическое отделение института, преобразованного в Санкт-Петербургский лесной институт, и Бородин был оставлен преподавателем ботаники. Заведовал кафедрой 35 лет — до 1904 года[7].
В 1876 году за диссертацию «Физиологические исследования над дыханием листовых побегов» Иван Парфеньевич получил степень магистра ботаники. За этой работой, которая дала Бородину известность не только в России, но и в Западной Европе, последовал ряд физиологических и анатомических работ, особенно по распространению различных веществ в растениях, причём Бородин разработал особый метод их изучения, названный его именем[8].
В 1878 году он был назначен профессором Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, где читал лекции ботаники до 1880 года, когда был утверждён профессором Лесного института.
Бородину принадлежит открытие (1880—1882) кристаллизующегося хлорофилла, сыгравшее большую роль в изучении этого вещества[8]. Немецкий химик Р. Вильштеттер, исследователь химии хлорофилла, назвал такие кристаллы «кристаллами Бородина»[9]. В 1873 году Бородин положил начало изучению флавоноидов в России.
С 1881 по 1904 год Бородин состоял редактором «Трудов» Общества естествоиспытателей при Санкт-Петербургском университете, по отделу ботаники; позже — редактором «Материалов для изучения естественных производительных сил России», издаваемых состоящей при Императорской Академии наук Комиссией по изучению естественных производительных сил России.
В 1886 году Новороссийский университет единогласно избрал его почётным доктором ботаники. Со второй половины 1887 года Бородин читал лекции ботаники и в Санкт-Петербургском университете (вместо оставившего кафедру А. С. Фаминцына)[10], неоднократно — на Высших женских курсах.
С 1887 года Иван Парфеньевич Бородин — член-корреспондент, а с 1902 года — академик Императорской академии наук.
14 декабря 1899 года Бородин был назначен заведующим Бюро по прикладной ботанике, которым заведовал до 23 сентября 1904 года. Бюро при Бородине отвечало на запросы и давало рецензии на труды по растениеводству.
C 1902 года — директор Ботанического музея Академии наук.
В 1903 году Бородин опубликовал свои публичные лекции, посвящённые вопросам оплодотворения. В этих лекциях он одним из первых в России подробно изложил работу Г. Менделя «Опыты над растительными гибридами» и подтверждающий её выводы результат работ его последователей.
27 января 1905 года в петербургской газете «Русь» появилась «Записка 342 учёных», критиковавшая самодержавие. Среди шестнадцати подписавших её академиков был и Бородин. Последствием этого явилось разосланное этим академикам письмо президента Академии наук Великого князя Константина Константиновича, порицавшее их поступок и предлагавшее сначала отказаться от казённого жалованья, а потом уже заниматься политикой. И. П. Бородин подал президенту Академии наук прошение об отставке. Однако вскоре Великий князь извинился перед академиками.
В мае 1907 года академик Бородин представлял Императорскую академию наук на торжествах в Швеции, посвящённых двухсотлетию со дня рождения Карла Линнея[11].
Бородин неоднократно выступал в печати и в научных обществах с идеей об охране природы. 29 декабря 1909 года на XII съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве им был сделан горячо поддержанный участниками съезда программный доклад «О сохранении участков растительности, интересных в ботанико-географическом отношении». В статье «Охрана памятников природы» он дал подробный обзор природоохранных мероприятий в России и за рубежом, предлагая к заповеданию ряд уникальных природных мест страны, назвал первостепенные природоохранные проблемы в России:
Наиболее неотложным представляется мне образование степных заповедных участков. Степные вопросы — это наши, чисто русские вопросы, между тем именно степь, девственную степь, мы рискуем потерять скорее всего[12].
В 1912 году при его активном участии была создана Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе. Председателем комиссии был назначен почётный член общества, бывший министр земледелия и государственных имуществ, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук А. С. Ермолов, товарищем (то есть заместителем) председателя — И. П. Бородин.
В ноябре 1913 года Бородин представлял Россию на первой Международной конференции по охране природы в Берне[13] и представил там памятную записку по основной теме конференции.
В одной из первых в России книг по охране природы, изданной в 1914 году, Бородин писал:
…мы не можем не примкнуть к широкому движению <по охране природы>, охватившему Западную Европу: это наш нравственный долг перед родиною, человечеством и наукою… Сколько бы защитных участков не устроили у себя наши соседи, они не в состоянии заменить наших будущих заповедников. Раскинувшись на огромном пространстве в двух частях света, мы являемся обладателями в своем роде единственных сокровищ природы. <…> … уничтожить их легко, но воссоздать нет возможности… Создание защитных участков чрезвычайно важно и в целях педагогических[14].
По инициативе Бородина в 1915 году было организовано Русское ботаническое общество, бессменным президентом которого он был до конца жизни.
С 7 октября 1917 года по 31 мая 1919 года И. П. Бородин — вице-президент Академии наук России[15].
В 1917—1919 годах — директор Петроградского ботанического сада.
В декабре 1917 года он призывал академиков саботировать режим большевиков.
В 1928 году выступил против избрания видных коммунистов в действительные члены Академии наук.
Основал пресноводную (озёрную) биологическая станцию сначала на озере Бологом, затем на озере Селигере (Бородинская биологическая станция), в 1929 году станция была передислоцирована на озеро Кончезеро в Карелию[16]. На свои личные средства Бородин издал четыре тома Трудов станции[8].
Часть гербарной коллекции, собранной собственноручно, в том числе более 800 гербарных листов растений Новгородской губернии и 1573 экземпляра растений Иркутского округа, И. П. Бородин передал Ботаническому кабинету Лесного института.[7]
В некоторых работах, в частности, Протоплазма и витализм (1894), Бородин выступал с пропагандой виталистических взглядов на сущность жизненных отправлений, что вызвало критику со стороны К. А. Тимирязева.[17]
![]() | В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Мать — Екатерина Александровна Бородина (урождённая Лыкошина), потомственная дворянка.
Отец — Парфений Афанасьевич, штабс-капитан.
Брат — Александр Парфеньевич Бородин.
Жена Александра Григорьевна (урождённая Перетц; 1846) — училась на Бестужевских курсах по филологическому отделению, а затем посвятила себя литературе и публицистике[18].
Дочь Инна Ивановна (родилась в 1878 году в Петербурге, скончалась в 1959 году), по мужу Любименко, историк, архивист.
Дочь Мирра Ивановнаruen (родилась в 1882 году в Петербурге, скончалась в 1957 году), по мужу, французскому историку, Лот-Бородина. Три дочери: Ирэн (стала библиотекарем), Эвелина (возглавляла один из отделов в Музее человека в Париже) и Марианна (специалист по истории Средних веков).
В 1921 году Н. А. Буш в знак признания заслуг И. П. Бородина назвал его именем род растений Бородиния (Borodinia N.Busch) семейства Капустные (Brassicaceae).
Имя Бородина носит Гербарий Санкт-Петербургской лесотехнической академии (бывший Ботанический кабинет Императорского Лесного института).
С 2012 года Русское географическое общество вручает медаль им.И.П. Бородина за выдающийся вклад в природоохранное дело.
Работы Бородина принадлежат к области физиологии, анатомии и систематики растений; им написан ряд замечательных учебников по ботанике: Курс анатомии растений, Краткий очерк микологии (1-е издание — 1897 года), в 30-х годах XX века остававшийся, несмотря на устарелость некоторых частностей, лучшим русским введением в микологию. Краткий учебник ботаники для сельскохозяйственных школ (1888) к 1930 году выдержал тринадцать изданий. Курс дендрологии (1891), как и Краткий очерк микологии, не потерял актуальность и в XXI веке[8][9].
Русский перевод всемирно известной книги австрийского ботаника А. Кернера Жизнь растений[19] вышел под редакцией и с предисловием И. П. Бородина. В соавторстве с А. П. Семёновым-Тян-Шанским написал предисловие к сборнику оригинальных стихотворений Н. А. Холодковского «Гербарий моей дочери»[20] (Пг., 1922).
![]() ![]() | ||||
---|---|---|---|---|
Словари и энциклопедии | ||||
|