Иван Николаевич Филипьев (1889—1938) — русский и советский зоолог, энтомолог, гельминтолог, один из основоположников фитогельминтологии, последние годы жизни и научной деятельности которого связаны были с Алма-Атой. Его научные труды посвящены нематологии, гельминтологии, энтомологии и зоологии. Одним из крупнейших в СССР специалистов по защите растений[1]. Наиболее важной является его работа «Нематоды вредные и полезные в сельском хозяйстве» (1934). Репрессирован в 1933 году и сослан в Алма-Ату, где был впоследствии повторно арестован в 1938 году и расстрелян. Реабилитирован в 1956 году.
Иван Николаевич Филипьев | |
---|---|
Дата рождения | 25 мая (6 июня) 1889(1889-06-06) |
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя |
Дата смерти | 7 марта 1938(1938-03-07) (48 лет) |
Место смерти | Алма-Ата, Казахская ССР, СССР |
Страна |
![]() ![]() |
Научная сфера | зоология, энтомология, гельминтология |
Систематик живой природы | |
---|---|
Автор наименований ряда ботанических таксонов. В ботанической (бинарной) номенклатуре эти названия дополняются сокращением «Filipev». Персональная страница на сайте IPNI Исследователь, описавший ряд зоологических таксонов. Названия этих таксонов (для указания авторства) сопровождают обозначением «Filipjev». |
В его честь был назван вид дневных бабочек эндемичный России — Голубянка Филипьева.
Родился 25 мая (6 июня) 1889 года[2] (по другой информации — 24 июня 1889[3]) в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Отец, Николай Иванович Филипьев (1852— 1917), известен как директор Международного коммерческого банка в Петербурге, приходился свояком директору Московской консерватории В. И. Сафонову; мать, дочь И. А. Вышнеградского, Софья Ивановна (1859—1936).
В 1906 году он поступил в группу биологии физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета[1]. 30 апреля (13 мая) 1910 года Филипьев окончил его и в соответствии с действующими на то время правилами, диплом об окончании университета ему был выдан только 24 сентября (7 октября) 1910 года[4]. По окончании он был оставлен при университете «для подготовки к профессорскому званию»[1].
Первый арест Филипьева был в 1931 году по ст. 58 (подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли в контрреволюционных целях путем использования государственных учреждений или противодействия их нормальной деятельности (в том числе в интересах капиталистических организаций))[5][1]. В 1933 году он был повторно арестован и выслан в Алма-Ату[1][6] сроком на 5 лет (до 19 марта 1938 года). Прибыл Филипьев в Алма-Ату на поселение в феврале 1933 года и впоследствии проживал по адресу улица Алма-Атинская № 47[7]. Вместе с тем он был переведен в Казахский филиал АН СССР, где в качестве ученого специалиста сектора зоологии Филипьев проработал с 26 мая 1933 года по 19 августа 1937 года[6]. Что именно стало причиной его высылки из Ленинграда, неизвестно. Каких-либо документы на этот счет не обнаружено[1]. Также причиной высылки и ареста учёного могло послужить острословие Филипьева[1].
В 1937 год, когда Филипьев закончил редактирование и внесение изменений в рукописи книг «Животный мир СССР» и первый том «Руководства по зоологии», в НКВД против ученого и его коллег было открыто дело «Об антисоветской диверсионно-вредительской организации энтомологов»[1][8]. 17 августа 1937 года, согласно с ордером № 455, сотрудниками НКВД был произвел обыск на квартире Филипьева, а он сам был арестован[8]. После ареста известных ученых Казахстана Филипьева и Н. Н. Троицкого, по указанию из Москвы "Бюро ЦК КП(б) Казахстана 10 сентября 1937 года принимает постановление «Об организации показательных процессов над участниками контрреволюционных групп, вредивших в области сельского хозяйства»[9]. Филипьеву было предъявлено обвинение в том, что он «в 1933 году выдвинул и открыто пропагандировал вредительскую „теорию“ о бесполезности и ненужности отработки саранчовых гнездилищ на Балхаше с целью сорвать зерновые посевы в прилагающих районах», «проводил вредительскую работу в системе защиты растений», якобы осуществлял «срыв борьбы с вредителями сельского хозяйства в Казахстане»[8]. По показаниям, которые были получены путем пыток[1], Филипьев свою вину признал частично[1][8]. 7 марта 1938 года, одновременно с ещё 42 осужденными Филипьев был расстрелян[10] в Алма-Ате в здании НКВД в подвальном помещении внутренней тюрьмы[1]. Как и другие казнённые был захоронен вдоль старой дороги из Алма-Аты через станцию Или и далее на Талды-Курган[11]. Реабилитирован 17 ноября 1956 года[12].
С детства Филипьев увлекся энтомологией, сохранив это увлечение до конца жизни и сделав её своей второй специальностью. Главной научной деятельностью Филипьева было изучение нематод. Он является одним из основоположников мировой нематологии, и в частности такой её прикладной ветви, как фитогельминтология. Занимаясь изучением вредителей сельскохозяйственных культур, как насекомых, так и нематод, Филипьев в конце 1920-х — начале 1930-х гг. стал одним из крупнейших в СССР специалистов по защите растений[1].
В 1928 году в составе советской делегации он принимает участие в IV Международном конгрессе энтомологов в Итаке (США). Здесь он выступает с докладом «Саранчовый вопрос в СССР». Филипьев поддерживал научные связи с зарубежными коллегами. 15 декабря 1928 года на заседании Вашингтонского гельминтологического общества он выступил с докладом о системе нематод, который лёг в основу последующих систематических работ[13][1].
Со временем его избирают членом Вашингтонского гельминтологического общества, Американского общества прикладных энтомологов, Французского энтомологического общества, Французского зоологического общества, Французского общества растительной патологии[1].
Наряду с научной работой Филипьев занимается преподаванием, читает курсы лекций на кафедре энтомологии Санкт-Петербургского университета, в Лесном институте, на Курсах прикладной зоологии и фитопатологии в Ленинградском эстонском педагогическом техникуме. В период с 1920 по 1930 год Филипьев издаёт свои основные научные работы по нематологии и энтомологии[1].
После ссылки в Алма-Ату Филипьев был принят на работу в Казахский филиал АН СССР. Здесь он в 1933—1934 годах проводил подробные исследования саранчовых в Южном Прибалхашье, изучал климат, водные ресурсы, ландшафт, животный мир, животноводство, рыболовство, пути сообщения и перспективы развития народного хозяйства края[14].
Уже после ареста в издательстве АН СССР был издан первый том многотомного издания «Животный мир СССР», раздел которого «Свободно-живущие круглые черви» (с. 579—583) был написан Филипьевым. Список литературы данного раздела включает в себя 8 основных работ Филипьева, посвященных фаунистике и систематике нематод. Фамилия Филипьева, как автора раздела указана и в самом разделе, и в оглавлении. В этом же году под редакцией Л. А. Зенкевича в Биомедгизе выходит в печать первый том «Руководства по зоологии». В нём раздел «Класс круглых червей» (с. 557—627), написанный Филипьевым, подписан так: «Составлено под редакцией проф. Л. А. Зенкевича». В списке литературы отсутствуют любые работы Филипьева[1].